Для преодоления кризисных явлений в лесном комплексе необходимы не только значительные финансовые вливания, серьезные научные исследования, продуманные законы, но и политические решения.
Переход к рыночным отношениям привел к резкому изменению функций государственных органов управления. Государство, сохранив свою роль в социальном обеспечении, в сфере природоохранной деятельности, в вопросах охраны окружающей среды, ослабило свое влияние по вопросам стратегического развития лесного комплекса, фактически отказалось от ответственности за результаты хозяйственной деятельности самостоятельных предприятий, за обеспечение полной занятости трудовых ресурсов. Опасность подобного подхода с особой очевидностью открылась в период мирового финансового и экономического кризиса.
Лесная стратегия России или стран СНГ?
Необходимость принимать политические решения вызвана обострением проблем использования ресурсов не только межрегионального, но и межгосударственного значения. Прежде всего следует иметь в виду общие интересы России и стран СНГ. Речь идет о совместном использовании водных ресурсов, стратегически важных месторождений, приграничных лесных комплексов, транспортных коммуникаций (газопроводов, нефтепроводов, линий электропередач, железнодорожных и автомобильных магистралей, морских портов и пр.).
В связи с этим можно реализовать два варианта стратегического развития лесного комплекса, в том числе в кризисных условиях
Первый вариант следует осуществлять в том случае, если будет разработана совместная стратегия России и стран Содружества, тогда необходимо предусматривать своевременные усилия стран-участниц в налаживании обмена передовым опытом стратегического управления лесным комплексом. Это должно быть закреплено соответствующими межгосударственными соглашениями и другими нормативно-правовыми актами, в которых предусматривались бы льготные условия функционирования предприятий, участвующих в эксперименте в рамках межгосударственных программ (беспрепятственная и беспошлинная поставка сырья, материалов, комплектующих изделий и вывоз готовой продукции). Недостатком этого варианта является отсутствие надежности, гарантий, что все договоренности между участниками будут выполняться в полном объеме.
Второй вариант необходимо осуществлять в том случае, если стратегия развития лесного комплекса будет охватывать только территорию России. Следует иметь в виду, что он потребует значительных инвестиционных затрат. В то же время этот вариант развития уменьшает фактор неопределенности и снижает зависимость России от возможных последствий неконтролируемых действий наших партнеров (из ближнего и дальнего зарубежья).
Проблемы стратегического развития в условиях кризиса
Для оценки масштабов финансовых вложений, а также мероприятий по подготовке объектов лесного комплекса к функционированию в кризисных условиях, необходимо учитывать затраты на преодоление негативных факторов и тенденций. К ним следует отнести:
- ухудшение хозяйственного освоения и защиты лесов от хищнических рубок; - ухудшение условий работы; - высокую степень износа основных производственных фондов; убыточность и банкротство отдельных хозяйств; - увеличение поставок необработанной древесины; резкое падение уровня жизни населения в районах, где расположены основные лесохозяйственные предприятия.
Анализ функционирования предприятий лесного комплекса позволил определить, что наиболее быстрое падение производства происходило в деревообрабатывающих производствах, что явилось в значительной степени результатом разрыва традиционных хозяйственных связей, как с новыми суверенными государствами, так и между российскими регионами.
Определенной финансовой поддержки потребуют предприятия и организации, занимающиеся лесовосстановлением и лесоразведением. Для решения сложившихся проблем необходимо обратить внимание на транспортные организации, обеспечивающие своевременную вывозку древесины из мест рубки.
В условиях рынка транспортные затраты на перевозку сырья, материалов, комплектующих изделий, топлива и прочего являются доминирующими, учитывая размеры территории России, а, возможно, и стран Содружества. В кризисных условиях роль наземного транспорта возрастает и встает проблема бесперебойного снабжения лесопромышленного производства, принятия антикризисных мер, обеспечения стратегических перевозок. Следовательно, в Лесной стратегии необходимо предусмотреть вложение финансовых средств в техническое обеспечение транспортных коммуникаций. Специального финансового обеспечения потребует подготовка территории трассы БАМа к функционированию в кризисных условиях.
Несовершенство территориальной структуры и основные задачи регионов
Анализ территориальной структуры промышленного производства России показывает, что около 70% производства, определяющего уровень экономической безопасности страны, сосредоточено в Центральном, Поволжском, Уральском и Западно-Сибирском экономических районах. Причем потенциал только Центрального и Уральского районов составляет около 40% всего промышленного производства России. В то же время основной лесной потенциал находится в других регионах страны. Следовательно, Лесная стратегия должна учитывать особенности территориальной или пространственной структуры России при реализации проектов ведения лесного хозяйства, предоставлении лесных участков в пользование и лесных площадей в концессию, организации обновленного лесоустройства, обеспечении охраны, защиты и расширенного воспроизводства лесов, определении различных ставок платы и т. п.
Регионы с высоким уровнем развития ВПК в условиях кризиса могут стать базовыми, имея производственную основу в виде мощностей и квалифицированных кадров. Регионы концентрации предприятий обрабатывающих отраслей — машиностроения, металлургии, химии и нефтехимии, строительных материалов и деревообрабатывающих производств могут обеспечить функционирование всех межотраслевых комплексов, включая лесной, а также жизнеобеспечение населения страны. Это позволяет отнести их к категории функциональных регионов. Значительных финансовых вложений потребуют функциональные регионы с минерально-сырьевой ориентацией (особенно регионы, обладающие стратегическими видами минерального сырья) и лесными ресурсами. Необходимо выделение дополнительных средств на лесовосстановительные работы, так как реальное положение дел не всегда совпадает с официальной классификацией стратегических видов сырья и их ресурсным потенциалом. В ряде исследований лесные ресурсы забывают включать в качестве одного из стратегических видов ресурсов. Отсюда наблюдающееся на местах попустительство и равнодушие к хищническим рубкам, недооценка лесовосстановительных работ.
Методы управления развитием регионов
В настоящее время отсутствуют специально разработанные методы управления регионами, имеющими стратегически важные ресурсы. Поэтому предстоит обратить внимание на функции существующих федеральных и региональных органов управления, а также на те экономические регуляторы, с помощью которых они осуществляют воздействие на экономику страны, ее регионов и отраслей. Особенно на те из них, которые влияют на сырьевые комплексы.
Федеральные органы управления:
- регулируют процессы базовых сфер деятельности, определяющих направление функционирования объектов стратегического назначения; - создают условия для развития производства в районах нового освоения и экстремальных районах; - содействуют реализации крупных экологических и социальных программ; - способствуют организации межгосударственных и межрегиональных экономических связей; - в отдельных случаях оказывают помощь слаборазвитым регионам в создании новых рабочих мест, развитии производственной и социальной инфраструктуры.
Региональные органы управления в настоящее время пытаются самостоятельно или через договорный процесс расширить свои функции, но решить лесные проблемы самостоятельно они не могут. Экономические условия функционирования отдаленных областей и краев в условиях рынка вынуждают их требовать у Центра расширения полномочий (Красноярский край, Уральский и Дальневосточный районы). Этот процесс должен быть упорядочен. Он получит новое осмысление в рамках реализации Стратегии развития лесного комплекса страны.
Административные методы разделяются на директивные и договорные, а экономические — на методы прямого и косвенного регулирования. Сочетание административных и экономических методов, используемых для решения конкретных проблем, зависит от властных полномочий органов управления, содержания проблемы и региональных особенностей (например, платежи за водные ресурсы в условиях европейского юга России играют неизмеримо большую роль, чем в ее северных районах).
Территориальные органы власти в подавляющем большинстве не готовы к руководству хозяйством и стратегическими объектами в кризисных условиях, так как они преимущественно заняты проблемой выживания в условиях рынка.
Антикризисные меры Правительства РФ
Правительством РФ принят перечень первоочередных мер по борьбе с последствиями экономического кризиса. В общей сложности на реализацию антикризисных мер зарезервировано 10 трлн руб. Эта сумма будет формироваться из средств федерального бюджета, Центрального банка, резервных фондов. Средства будут предоставляться по 17 направлениям, включая поддержку деловой активности в реальном секторе экономики, инфраструктурные проекты, организационное сопровождение реализации антикризисных мер. Особый интерес вызывает направление, связанное с поддержкой деловой активности в реальном секторе экономики. Эта поддержка направлена на восстановление нормального кредитования предприятий, стимулирование спроса, защиту внутреннего рынка. В рамках этой поддержки сформирован перечень из примерно 300 системообразующих предприятий (включая крупные холдинговые компании), имеющие социально-экономическое значение и являющиеся крупными работодателями. В этом списке представлены ведущие предприятия практически всех отраслей экономики. В список от лесного сектора вошли: ООО «Лесопромышленная компания Континенталь Менеджмент», ОАО «Группа Илим», ОАО «Кондопога», ОАО Целлюлозно-бумажный комбинат «Волга», ОАО «Архангельский ЦБК».
Представленным в списке предприятиям будет оказана поддержка из федерального центра, в т. ч. путем субсидирования процентных ставок по кредитам и путем вхождения государства в капитал проблемных компаний в случае необходимости. Аналогичные перечни предприятий будут создаваться на региональном уровне. На эти цели в федеральном бюджете будет зарезервировано примерно 92 млрд руб. Имея общий бюджет для реализации антикризисных мер в размере 325 млрд руб., необходимо в субъектах РФ в перечни регионального уровня включить важнейшие лесопромышленные предприятия, определяющие устойчивое развитие регионов.
О финансовой поддержке регионов
Вместе с тем возможности финансовой поддержки региональных бюджетов использованы не до конца.
Регионы, в которых расположены объекты ресурсного назначения, можно назвать ресурсно-стратегическими. Применительно к этому виду территорий целесообразно применять особый механизм государственного регулирования, а также специальные методы управления, учитывающие как государственные, так и рыночные экономические регуляторы.
При этом особое внимание следует обратить на нормативно-законодательную базу нового государственного механизма управления.
Регулирующая роль государства в процессе подготовки экономики регионов к функционированию в кризисных условиях требуется:
- в регионах, где предстоит освоение стратегических видов минерального сырья; - регионах с экстремальными природными условиями; - регионах с лесными ресурсами; - старопромышленных регионах, где предстоит налаживать базовые военно-промышленные и функциональные производства для обеспечения выпуска военной техники и вооружения в соответствии с государственным оборонным заказом; - регионах, где предстоит проводить поисковые геолого-разведочные работы и обеспечивать комплексное использование природных ресурсов; - регионах, где предстоит формирование стратегических инфраструктурных систем; - регионах, где предстоит создание резервных рабочих мест и мощностей, а также условий переподготовки кадров для обеспечения рациональной занятости и использования квалифицированной рабочей силы на соответствующих производствах; - в области магистральных видов транспорта, с помощью которых предстоит решать задачи обеспечения производства сырьем и материалами.
В условиях кризиса организация финансовой поддержки регионов должна заключаться:
- в уточнении объемов дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ; - определении объемов субсидий бюджетам субъектов РФ на реализацию проектов, обеспечивающих повышение занятости населения в регионах; - направлении субсидий на развитие инноваций, ориентированных на внедрение новых технологий, позволяющих в кратчайшие сроки реализовать производственно-ресурсный потенциал регионов; - уточнении объемов субсидий бюджетам отдельных субъектов на строительство и реконструкцию автомобильных и железных дорог общего пользования, обеспечивающих стабильность развития ведущих отраслей экономики; - установлении объемов субвенций бюджетам субъектов РФ для осуществления полномочий, связанных с использованием экономических потенциалов в ведущих отраслях экономики, включая лесной комплекс, обеспечение контрольных функций и пожарной безопасности в лесах, развитие сети лесных дорог; - определении средств инвестиционного фонда, направляемых в приоритетные инвестиционные проекты, реализация которых повысит устойчивость социально-экономического развития региона.
Валерий Котилко, Антон Антонов
|